====== Оценка траектории движения ====== ### В программном комплексе **Топоматик Robur** реализована специализированная функция для оценки траектории движения. ### ### Ее возможности можно использовать как для проверки проектных решений (на примыканиях и кольцевых пересечениях, на площадках и т.д.), так и для анализа существующей ситуации (ситуационных планов, растровых подложек). ### ### В данном разделе рассматриваются варианты ввода траектории, настройки оформления траектории, а также описывается редактор моделей машин. ### ===== Ввод траектории движения ===== ### В программе реализовано два способа ввода: вручную и с выбором линейного объекта. ### **__Для ввода траектории вручную:__** - Выберите меню **Задачи** – **Оценка траектории движения** – **Траектория движения**. - Укажите ЛКМ вершины траектории и нажмите **Enter**. {{ :road:assessment_trajectory_1.png?direct&600 |рис.1}} - Как результат программа произведет расчет коридора. {{ :road:assessment_trajectory_2.png?direct&600 |рис.2}} **__Для ввода траектории по выбору объекта:__** - Выберите меню **Задачи** – **Оценка траектории движения** – **Траектория движения**. - Нажмите ПКМ – **Выбор объекта** и укажите линейный объект (полилинию, структурную линию, трассу и т.п.). - Как результат программа произведет расчет коридора. Есть возможность выбрать другую модель машины в момент ввода траектории. Для этого нажмите ПКМ – **Выбор модели**. ===== Работа с траекторией движения ===== ### После расчета траектории движения в текущей модели создается отдельный слой (подробнее о слоях см. Раздел __[[road:startup_and_setting_topomatic:working_with_layers_model:manager_layers:start|Менеджер слоев]]__). При необходимости можно отключить его видимость, если необходимо скрыть траекторию движения. ### ### Поскольку рассчитанный коридор является динамическим, то при изменении геометрии вершины с помощью грипов (ручек) пересчитываются все связанные с ней элементы траектории. ### ### Оформление и параметры расчета созданной траектории движения можно изменить через окно **Свойства**. ### {{ :road:assessment_trajectory_3.png |рис.3}} ### Для оценки траектории движения машины визуально в любом месте плана реализована возможность перемещения ее модели внутри коридора. Для этого выберите траекторию – нажмите на грип {{:road:assessment_trajectory_6.png|рис.4}} – произведите перемещение модели. ### {{ :road:assessment_trajectory_4.png |рис.5}} ### Если необходимо зафиксировать положение машины в определенном месте, то во время ее перемещения с зажатой клавишей **Shift** нажмите ЛКМ. ### {{ :road:assessment_trajectory_5.png?direct&600 |рис.6}} ===== Настройки траектории ===== ### Если для траектории необходимо изменить настройки оформления и расчета по умолчанию, выберите меню **Сервис** – **Настройка** – **Настройки траектории**: ### {{ :road:assessment_trajectory_7.png?600 |рис.7}} ===== Редактор моделей машин ===== ### Для редактирования имеющихся в библиотеке машин, а также для добавления своих, выберите меню **Задачи – Оценка траектории движения – Редактор моделей машин**. Откроется следующее окно: ### {{ :road:road:tasks:sidebar:assessment_trajectory_8.png?600 |рис.8}} ### Библиотека моделей наполнена машинами, которые имеют разные геометрические характеристики (длину и ширину корпуса, длину колесной базы и т.п.) и различные ограничения (максимальный угол, внешний габаритный радиус поворота). Изменяемый в текущий момент геометрический параметр машины (или ее отдельный элемент) подсвечивается прямо на ее схеме: ### {{ :road:road:tasks:sidebar:assessment_trajectory_9.png?600 |рис.9}} ### **Максимальный угол поворота** задает предельный угол поворота колес машины. ### ### **Внешний габаритный радиус поворота** – это радиус внешней дуги при повороте машины с учетом величины ее **Переднего свеса** и **Максимального угла поворота**. Чем меньше данный показатель, тем больше маневренность ТС: ### {{ :road:assessment_trajectory_10.png?direct&600 |рис.10}} ### Основной элемент модели машины – это **Тягач**, который включает в себя **Оси** со своими геометрическими параметрами. Предусмотрено три вида осей: управляемые, неуправляемые и подруливающие: ### {{ :road:assessment_trajectory_11.png?600 |рис.11}} * **Управляемая** – это ось, содержащая в себе рулевые колеса. * **Неуправляемая** – это ось, содержащая в себе нерулевые колеса. * **Подруливающая** – это ось (как правило задняя), содержащая в себе рулевые колеса, которые поворачиваются в противоположную сторону колесам из **Управляемой оси**. Это приводит к уменьшению радиуса поворота машины. ### Помимо тягача модель машины может содержать такой элемент как **Прицеп**. С помощью прицепов формируются составные модели машин (сочлененные автобусы, автопоезда и т. п.). Параметры прицепа и его осей редактируются аналогичным тягачу образом. ### {{ :road:assessment_trajectory_13.png?600 |рис.13}} ### Помимо редактирования системных моделей машин и ее элементов имеется возможность добавлять свои: ### * для создания новой модели машины нажмите {{:road:work_with_tables3.png|}}. * для дублирования модели машины выберите необходимую и нажмите {{:road:work_with_tables7.png|}}. * для удаления выбранной модели машины или ее элемента нажмите {{:road:work_with_tables6.png|}}. ### Каждая новая модель машины по умолчанию содержит в себе Тягач. Для добавления Прицепа выберите модель машины, нажмите по ней ПКМ – **Добавить прицеп**. ### {{ :road:assessment_trajectory_14.png |рис.14}} Для добавления Осей к Тягачу и Прицепу нажмите по ним ПКМ – **Добавить ось**. {{ :road:assessment_trajectory_15.png |рис.15}} Как результат измененные и новые модели машин можно использовать для расчета траектории движения.