====== Дополнительные инструменты ======
В меню **Формат** реализован набор функций по взаимодействию со слоями моделей и дополнительные функции для настройки отображения примитивов чертежа.
===== Инструменты для работы со слоями =====
==== Сделать слой объекта текущим ====
Функция предназначена для назначения текущего слоя, по слою выбранного объекта. Для этого:
- Выберите элемент меню **Формат – Сделать слой объекта текущим**, курсор примет форму прицела;
- Укажите объект левой клавишей мыши. Программа назначит текущий слой по указанному объекту.
==== Предыдущее состояние слоев ====
Функция позволяет отменить последние изменение, внесенные в свойства слоев, для этого выберите меню **Формат – Предыдущее состояние слоев**.
==== Обход слоев ====
Функция предназначена для быстрого просмотра объектов выбранного слоя.
Для этого выберите элемент меню **Формат – Обход слоев**, откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers1.png |}}
При выборе наименования какого-либо слоя в рабочих окнах программы будут отображены только те объекты, которые ему принадлежат.
* **Восстановить при выходе** – опция восстанавливает предыдущее состояние слоев при выходе из диалогового окна. Если опция отключена, то любые внесенные пользователем изменения сохраняются. Т.е. видимыми будут только те слои, которые выбраны в данном диалоговом окне, а остальные будут отключены.
* **Удалить** – опция предназначена для удаления выбранного слоя.
==== Соответствие слоев ====
Функция предназначена для изменения слоя объекта в соответствии с слоем другого выбранного объекта. Для этого:
- Выберите меню **Формат – Соответствие слоев**, курсор примет форму прицела;
- Выберите левой кнопкой мыши объекты, слои которых необходимо привести в соответствие с другим слоем;
- Выберите объект, слой которого необходимо присвоить выбранным изначально.
==== На текущий слой ====
Функция предназначена для быстрого переназначения слоя выбранного объекта на слой, который является текущим.
Для этого:
- Выберите элемент меню **Формат – На текущий слой**, курсор примет форму прицела;
- Укажите необходимый объект левой клавишей мыши. Программа поменяет слой выбранного объекта на текущий.
==== Копировать объекты в новый слой ====
Функция предназначена для копирования объектов из одного слоя в другой, для этого:
- Выберите элемент меню **Формат – Копировать объекты в новый слой**, курсор примет форму прицела;
- Выберите левой кнопкой мыши один или несколько объектов для копирования в новый слой, нажмите **Enter**;
- Выберите объект, на слой которого необходимо скопировать объекты;
- Укажите левой кнопкой мыши **Базовую точку** копируемых объектов и произведите копирование объектов.
==== Изолировать слой ====
Функция позволяет отключить видимость всех слоев, кроме слоя объекта, который был выбран, для этого:
- Выберите элемент меню **Формат – Изолировать слой**, курсор примет форму прицела;
- Выделите один или группу объектов и нажмите **Enter**. Программа отключит видимость всех слоев, кроме слоев объектов которые были выбраны.
==== Отключить изоляцию слоя ====
Функция предназначена для восстановления исходного состояния слоев (до изолирования). Для этого выберите меню **Формат – Отключить изоляцию слоя**.
==== Отключить слой ====
Функция предназначена для отключения видимости выбранного слоя.
Для этого:
- Выберите меню **Формат – Отключить слой**, курсор примет форму прицела;
- Укажите левой кнопкой мыши объект, видимость слоя которого необходимо отключить.
==== Включить все слои ====
Функция предназначена для включения видимости всех слоев проекта. Для этого выберите меню **Формат – Включить все слои**.
==== Блокировать слой ====
Функция предназначена для предотвращения случайных, нежелательных изменений объектов на заданном слое. Для этого:
- Выберите меню **Формат – Блокировать слой**, курсор примет форму прицела;
- Укажите левой кнопкой мыши объект, слой которого необходимо блокировать.
Объекты на заблокированном слое по-прежнему будут видимы, к ним можно привязываться, но редактировать их будет невозможно.
==== Разблокировать слой ====
Функция предназначена для снятия блокировки выбранного слоя. Для этого:
- Выберите меню **Формат – Разблокировать слой**, курсор примет форму прицела;
- Укажите объект, слой которого необходимо разблокировать.
==== Объединить слои ====
Для сокращения количества слоев модели можно воспользоваться функцией Объединить слои. Для этого:
- Выберите меню **Формат – Объединить слои**, курсор примет форму прицела;
- Укажите левой кнопкой мыши объект на слое, который необходимо объединить и нажмите **Enter**;
- Укажите объект на слое назначения.
После этого, первоначально выбранные объекты, будут перенесены на слой назначения, а их исходный слой будет удален.
==== Удалить слой ====
Функция предназначена для удаления слоя и всех лежащих на нем объектов. Для этого:
- Выберите меню **Формат – Удалить слой**, курсор примет форму прицела.
- Левой кнопкой мыши выберите объект для определения слоя который необходимо удалить.
==== Объединение списка слоев ====
Имеется возможность управлять параметрами (видимостью, цветом и т. д.) одноименных слоев всех имеющихся в проекте моделей одновременно. Например, одновременно у всех моделей можно отключить слой **Пикетаж** или заблокировать редактирование слоя **Треугольники**.
Для этого нажмите кнопку **Объединить слои**, находящуюся рядом с селектором слоев:
{{ :road:tool_layers2.png |}}
В результате все одноименные слои объединятся в единый список:
{{ :road:tool_layers3.png |}}
Далее измените параметры любого слоя (Видимость, Блокировку, Цвет). В результате изменения будут приняты для одноименных слоев во всех моделях проекта.
Влияние данной функции распространяется исключительно на управление слоями через селектор слоев в рабочих окнах План и 3D вид.
===== Настройка отображения примитивов чертежа =====
==== Цвета ====
Использование различных цветов позволяет визуально находить (определять) объекты, облегчая тем самым работу с проектом. Цвета можно присваивать как слоям, так и отдельным объектам чертежа. Задание цвета слою описано в разделе **Менеджер слоев**.
Для назначения определенного цвета выбранным объектам (не по слою):
- Выберите данные объекты левой кнопкой мыши;
- Выберите из селектора цветов необходимый цвет.
Если необходимо назначить текущий цвет для вновь создаваемых объектов, то его также можно выбрать из выпадающего селектора цветов. Либо воспользуйтесь элементом меню **Формат - Цвета**.
{{ :road:tool_layers4.png |}}
==== Назначение типов линий ====
Для загрузки, удаления, назначения текущего типа линий из/в соответствующий селектор свойств слоя или отдельно выбранных объектов, воспользуйтесь **Диспетчером типов линий**.
Для этого выберите меню **Формат – Типы линий**, откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers5.png |}}
В основном графическом поле данного окна отображены загруженные типы линий.
* **Текущий** – кнопка предназначенная для установки выбранного типа линии текущим.
* **Удалить** – кнопка предназначенная для удаления выбранных типов линий.
Удалить можно только неиспользуемые типы линий.
* **Имя/Пояснение** – поля ввода, предназначенные для задания или изменения **Имени/ Пояснения** выбранного типа линий.
* **Глобальный масштаб** – поле ввода, предназначенное для задания общего масштабного коэффициента для всех типов линий в проекте.
* **Текущий масштаб** – поле ввода, предназначенное для задания масштаба вновь создаваемых объектов.
Для загрузки дополнительных **Типов линий** воспользуйтесь кнопкой **Загрузить**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers6.png |}}
В окне загрузки отображены стандартные типы линий, имеющиеся в файле **acad.lin**.
Для загрузки других типов линий воспользуйтесь кнопкой **Файл**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers7.png |}}
В селекторе выбора **Типов файла** укажите необходимый формат файла, из которого будет произведена загрузка **Типов линий**.
==== Веса линий ====
Для настройки различных параметров **Весов линий**, выберите элемент меню **Формат – Веса линий**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers8.png |}}
* **По умолчанию** – селектор, предназначенный для задания веса линии по умолчанию.
* **Масштаб экранного отображения** – опция, позволяющая настроить масштаб отображения весов линий в проекте.
* **Отображать веса линий** – при включенной опции, все линии в проекте будут отображаться в соответствии с весами.
==== Текстовый стиль ====
Для создания новых текстовых стилей и настройки текущих выберите элемент меню **Формат – Текстовые стили**, откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers9.png |}}
В селекторе **Имя шрифта** можно указать необходимый стиль шрифта.
**Высота текста** – поле ввода, предназначенное для задания необходимой высоты текста, выбранного стиля.
В поле **Эффекты** можно задавать различные начертания шрифта.
==== Размерные стили ====
Для создания, редактирования, задания размерного стиля по умолчанию воспользуйтесь меню **Формат – Размерные стили**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers10.png |}}
* **Установить** - опция предназначена для установки выбранного размерного стиля текущим.
* **Изменить** – открытие окна редактирования выбранного размерного стиля.
* **Переименовать** – для изменения названия выбранного стиля.
* **Удалить** – удаление выбранного размерного стиля.
* **Загрузить/Сохранить** – для загрузки/сохранения списка размерных стилей в формате ***.xml**
Для создания нового размерного стиля:
1. Нажмите кнопку **Создать**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers11.png |}}
2. Введите название нового стиля. Для ускорения процесса создания нового размерного стиля, в селекторе выбора задайте ранее созданный стиль с наиболее подходящими параметрами, на основе которого будет создан новый размерный стиль. Нажмите **Ок**.
Далее откроется диалоговое окно. Рассмотрим его основные вкладки:
=== Вкладка Линии ===
{{ :road:tool_layers12.png |}}
На вкладке **Линии** задаются формат и свойства размерных линий и выносных линий.
=== Вкладка Символы и Стрелки ===
{{ :road:tool_layers13.png |}}
На вкладке задаются формат, размер стрелок, формат **Маркера центра** и его размер.
=== Вкладка Текст ===
{{ :road:tool_layers14.png |}}
На вкладке задаются формат, размещение и выравнивание размерного текста.
=== Вкладка Размещение ===
{{ :road:tool_layers15.png |}}
Управление положением размерного текста, стрелок, выносок и размерной линии.
=== Вкладка Основные единицы ===
{{ :road:tool_layers16.png |}}
Установка формата и точности основных единиц, а также префиксов и суффиксов размерного текста.
=== Вкладка Альтернативные единицы ===
{{ :road:tool_layers17.png |}}
Задание формата и точности для альтернативных размерных единиц.
=== Вкладка Допуски ===
{{ :road:tool_layers18.png |}}
Управление отображением и форматом допусков в размерном тексте.
3. Задайте на вышеописанных вкладках необходимые настройки создаваемого размерного стиля и нажмите кнопку **ОК**. В результате новый стиль будет создан и отобразится в общем списке размерных стилей.
==== Отображение точек ====
Для настройки отображения в плане объекта «точка», выберите меню **Формат – Отображение точек**, откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers19.png |}}
Выберите стиль отображения, нажатием на соответствующей пиктограмме левой клавишей мыши.
* **Установка размера относительно экрана** - устанавливает размер объекта точки в процентах от размера экрана. В этом случае при масштабировании экрана размер точек не меняется.
* **Установка размера в абсолютных единицах** - устанавливает размер символа точки равным числу, заданному в поле **Размер точки**, в абсолютных единицах. Размер точки увеличивается или уменьшается при увеличении или уменьшении масштабировании экрана.
==== Стили мультилиний ====
Для того чтобы настроить стили отображения мультилиний выберите меню **Формат – Стили мультилиний**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers20.png |}}
* **Установить** – устанавливает текущий стиль мультилиний.
* **Изменить** – открытие окна редактирования стиля мультилинии.
* **Переименовать** – для изменения названия выбранного стиля мультилинии.
* **Удалить** – для удаления выбранного стиля мультилинии.
* **Сохранить/Загрузить** – для сохранения/загрузки списка мультилиний в формате ***.xml**.
Для создания нового стиля мультилиний:
1. Нажмите кнопку **Создать**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers21.png |}}
2. Введите **Имя нового стиля**;
3. Для ускорения процесса создания нового стиля мультилинии, в селекторе выбора задайте ранее созданный стиль с наиболее подходящими параметрами, на основе которого будет создан новый стиль мультилинии. Нажмите **Ок**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers22.png |}}
* **Описание** – поле, для задания описания стиля.
* **Отрезок (Начало\Конец)** – включение отображения отрезков на концах мультилинии.
* **Внешняя дуга (Начало\Конец)** – включение отображения дуги на крайних элементах мультилинии.
* **Внутренние дуги (Начало\Конец)** – включение отображение дуги между парами внутренних элементов. Если число элементов нечетное, то центральный элемент в соединение не включается.
* **Угол** – задание угла поворота торцов.
* **Заливка** – селектор выбора цвета заливки мультилинии.
* **Показывать стыки** – включение отображение стыков в вершинах мультилиний.
В поле **Элементы** отображаются все элементы текущего стиля мультилинии. Каждый элемент мультилинии задается величиной смещения в соответствующем поле от центра мультилинии.
* **Добавить\Удалить** – добавление или удаление элементов мультилинии.
* **Цвет** – селектор выбора цвета элемента мультилинии.
* **Тип линии** – опция, позволяющая задать тип линии элементу.
4. Задайте необходимые настройки создаваемого стиля мультилинии и нажмите кнопку **ОК**.
===== Переименование объектов =====
Для изменения в проекте названий различных объектов:
1. Выберите меню **Формат – Переименовать**. Откроется диалоговое окно:
{{ :road:tool_layers23.png |}}
2. Выделите необходимый **Тип объекта** и **Имя**, которое хотите изменить;
3. Введите его новое название в текстовое поле и нажмите кнопку **Новое имя**.
Следующая глава: [[road:startup_and_setting_topomatic:general_setting:|Глава 4. Общие настройки]]