====== Задание исходных данных и выполнение расчета ====== Исходными данными для оценки устойчивости откосов являются: * Проектная линия поперечного профиля. Коды узлов поперечника используются для определения границы расчета устойчивости и положения равномерно распределенной нагрузки, например, от воздействия автотранспорта. * Геологические данные: грунты c их расчетными характеристиками. * Также могут быть заданы слои дорожной конструкции, в качестве дополнительной нагрузки, армирующие прослойки из геосинтетического материала, линия УГВ и т.д. Для задания всех необходимых параметров и выполнения оценки устойчивости: Выберите меню **Задачи – Устойчивость откосов – Исходные данные**, откроется диалоговое окно, состоящее из нескольких вкладок:{{ :road:enter_initial_data_1_.jpg?nolink |}} Далее рассмотрим основные вкладки данного окна. ===== Поле Участки ===== В левой части окна задаются пикетажные участки, для которых назначаются все исходные данные расчета (данные по нагрузке, характеристики грунтов и дополнительных материалов). При первичном открытии данного окна будет задан только один пикетажный участок (от начала и до конца трассы). Таким образом, изначально, расчет устойчивости выполняется на всю трассу с неизменными в пределах нее характеристиками грунтов и нагрузок. С помощью соответствующих кнопок имеется возможность добавить, изменить или удалить участки:{{:road:enter_initial_data_2_.jpg?nolink|}} Ряд опции для участков доступен через контекстное меню, для этого нажмите правой кнопкой мыши на участке:{{ :road:enter_initial_data_3_.jpg?nolink |}} Опция **Разбить** позволяет разделить по середине один пикетажный участок на два. Опция **Удалить**, позволяет удалить данный участок. - Участков может быть добавлено не ограниченное количество. - Набор параметров и характеристик, которые задаются на вкладках данного окна (**Общие данные, Грунты и материалы** и т.д.) соответствуют выделенному участку, т.е. для каждого участка могут быть заданы свои расчетные параметры и характеристики. ===== Вкладка Общие данные ===== На данной вкладке задаются параметры, которые определяют границы расчета устойчивости на поперечниках, а также расположение и величина распределенной нагрузки: В выпадающем списке **Положение участка** расчета выбирается один из вариантов определения расчетного участка на поперечниках, на которых будет производиться оценка устойчивости. В зависимости от выбранной опции, в верхней части данного окна будет отображаться схема, на которой, для наглядности, показан участок расчета и все задаваемые параметры. Для более точного расчета устойчивости только правой или только левой части поперечника выберите положение участка **Только справа** или **Только слева** соответственно. Для более точного расчета устойчивости одновременно и левой и правой части поперечника выберите положение участка **Слева и справа вместе**. В отличие от участка расчета **Слева и справа вместе**, выбор схемы **Один общий участок** позволяет более быстро произвести оценку устойчивости одновременно и левой и правой части поперечника, но с меньшей точностью. В полях **Код слева\ Код справа** задаются коды узлов проектного поперечника, для назначения границ оценки устойчивости. При выборе схемы расчета **Один общий участок** данные коды не задаются. В полях **Код нагрузки слева\ Код нагрузки справа** задаются коды узлов проектного поперечника, для определения положения распределенной нагрузки. Также, в соответствующем поле задается ее величина, в кН/м. - В качестве распределенной нагрузки, как правило, принимается нагрузка от автотранспорта или других искусственных сооружений. - По умолчанию, в качестве ее границ, заданы коды 258 и 259 (левая и правая бровка соответственно). - Для Железнодорожной конфигурации программы по умолчанию заданные коды отличны. В поле **Отступ от края проектного поперечника** задается расстояние, которое отсчитывается от границ проектного поперечника (одинаковое слева и справа) и определяет крайние границы участка расчета устойчивости откосов. ===== Вкладка Грунты и материалы ===== {{ :road:enter_initial_data_4_.jpg?nolink |}} На данной вкладке содержится список грунтов всей трассы, с их расчетными характеристиками (**Удельный вес, Угол внутреннего трения и Сцепление**), включая эти же характеристики в водонасыщенном состоянии. Заданные характеристики грунтов в водонасыщенном состоянии учитываются для тех грунтов, которые находятся ниже введенной линии уровня грунтовых вод (УГВ):{{ :road:enter_initial_data_5_.jpg?nolink |}} Данный список грунтов и их характеристики заполняется автоматически, по таблице грунтов текущего подобъекта, при первичном открытии данного окна, а также при добавлении нового пикетажного **Участка**. Для открытия таблицы **Грунтов** на текущем подобъекте и изменения или задания расчетных характеристик: 1.Выберите меню **Задачи – Геология – Грунты**, в открывшемся окне выделите грунт и нажмите на панели соответствующую кнопку {{:road:creation_wells_2_.jpg?nolink|}} :{{ :road:enter_initial_data_6_.jpg?nolink |}} Сделанные изменения характеристик грунтов в данной таблице будут учитываться только в текущем подобъекте и при первичном открытии окна задания **Исходных данных**, а также при добавлении нового пикетажного **Участка**. 2. Для того чтобы каждый раз в новом проекте или на трассе не задавать расчетные характеристики грунтов в таблице текущего подобъекта (см. выше п.1), характеристики могут быть заданы в **Библиотеке шаблонов грунтов**, для ее открытия выберите меню **Сервис – Библиотека шаблонов грунтов**:{{ :road:enter_initial_data_7_.jpg?nolink |}} **Библиотека шаблонов грунтов** является общей для всех проектов. Список по умолчанию добавленных наименований грунтов, а также их расчетные характеристики при необходимости могут быть изменены. Для добавления или удаления элементов используются соответствующие кнопки на панели данного окна:{{:road:enter_initial_data_8_.jpg?nolink|}} При необходимости обновления в данной таблице характеристик грунтов, в случае изменения геологических данных, а также назначения характеристик для нового добавленного элемента, в соответствии с таблицей грунтов текущего подобъекта: - Щелкните левой кнопкой мыши в столбце **Шифр** необходимого грунта и нажмите соответствующую кнопку {{:road:creation_wells_2_.jpg?nolink|}} ; - В открывшемся окне таблицы выберите грунт, характеристики которого должны быть присвоены. Грунт с наименованием **Насыпь**, по умолчанию автоматически добавляется в общий список грунтов, для упрощения дальнейшего задания исходных данных. В частности, на вкладке **Контуры поперечника**, грунт **Насыпь** автоматически назначается в соответствии с рядом кодов объемов поперечника. Подробное описание вкладки **Контуры поперечника** см. ниже. ===== Вкладка Контуры поперечника ===== {{ :road:enter_initial_data_9_.jpg?nolink |}} Данная вкладка содержит список всех стандартных кодов объемов (конструкция **Объем**), которые могут присутствовать на поперечниках. В случае если стандартный шаблон конструкции поперечника был доработан, т.е. были добавлены пользовательские элементы (дополнительные коды **Объемов**), то с помощью соответствующей кнопки **+,** расположенной на панели данного окна, имеется возможность добавить строку с новым кодом объема и назначить ему необходимые параметры. Каждый контур объема поперечника, в зависимости от выбранной опции в столбце **Тип**, может быть учтен при расчете устойчивости откосов, либо в качестве нагрузки, либо в качестве материала. В случае, если для кода объема поперечника выбран тип – **Нагрузка**, то данный контур в расчете устойчивости будет учитываться как распределенная нагрузка. Величина нагрузки будет равна площади этого контура на поперечнике, умноженная на удельный вес соответствующего грунта, который назначается в столбце **Материал слоя**. {{ :road:enter_initial_data_10_.jpg?nolink |}} Как правило, такой тип может назначаться для верхних конструктивных слоев дорожной одежды. В случае, если для кода объема поперечника выбран тип – **Материал**, то данный контур в расчете устойчивости будет учитываться именно как массив грунта, в котором производиться подсчет соотношения сдвигающих и удерживающих сил.{{ :road:enter_initial_data_11_.jpg?nolink |}} В поле **Коды контуров выемки** задаются номера кодов, которые при расчете устойчивости должны быть исключены. ===== Вкладка Геосинтетика ===== При расчете устойчивости могут учитываться геосинтетические прослойки. На данной вкладке задаются их расчетные характеристики: {{ :road:enter_initial_data_12_.jpg?nolink |}} На данный момент учет геосинтетических материалов в расчете реализован только в Автодорожной конфигурации программы согласно методике ОДМ 218.5.003-2010. Армирующие прослойки учитываются в зависимости от значения прочности, которое может быть определено по данным испытаний (в поле **Данные испытаний установлен признак -Да**), и задано числовым значением в соответствующем столбце (**Прочность по данным испытаний**), или рассчитана исходя из заданной кратковременной прочности и коэффициента ползучести, (согласно ОДМ 218.5.003 -2010, форм 8.1): $ R_{pp}^T = \frac{R_p⋅A_1⋅A_2⋅A_3⋅A_4}{y_p}$ где: * **А1** – коэффициент учета ползучести (коэффициент перехода от прочности на растяжение к длительной прочности), принимаемый по разделу 8 б или по гарантированным производителем данным, отраженным в технической документации; * **А2** – коэффициент учета повреждения материала при транспортировке, монтаже и уплотнении грунта, принимаемый равным 0,95; * **А3** – коэффициент учета стыковки, взаимного перекрытия и соединения полотен геосинтетического материала, принимаемый равным 0,8; * **А4** – коэффициент учета влияния окружающей среды, принимаемый равным 0,9; γb – коэффициент запаса для материала, принимаемый равным 1,25. При расчете устойчивости, армирующие прослойки учитываются в каждой точке пересечения с кривой скольжения, т.е. в данных точках рассчитываются удерживающие силы (исходя из значения прочности армирующей прослой и направления вектора), сумма которых добавляется к удерживающим моментам:{{ :road:enter_initial_data_14_.jpg?nolink |}} Задав на вкладках окна **Исходные данные** все необходимые характеристики нажмите **ОК**, в результате в окне **Поперечник** отобразится результат расчета устойчивости: {{ :road:enter_initial_data_15_.jpg?nolink |}} В качестве заливки отображены зоны различных значений коэффициентов устойчивости, показана критическая кривая скольжения и соответствующее ей значение коэффициента устойчивости, в верхнем левом углу данного окна. - В случае если коэффициент устойчивости не обеспечен (т.е. меньше минимально допустимого значения, заданного в настройках расчета), то кривая и значение коэффициента устойчивости рисуется красным цветом. - Подробное описание настроек см. __[[road:commons_tasks:settings_calculation:start|ниже]]__. Следующий раздел: [[road:commons_tasks:enable_disable_data_calculation:|Включение\отключение данных расчета устойчивости на поперечниках]]