====== Дополнительные инструменты ====== В меню **Формат** реализован набор функций по взаимодействию со слоями моделей и дополнительные функции для настройки отображения примитивов чертежа. ===== Инструменты для работы со слоями ===== ==== Сделать слой объекта текущим ==== Функция предназначена для назначения текущего слоя, по слою выбранного объекта. Для этого: - Выберите элемент меню **Формат – Сделать слой объекта текущим**, курсор примет форму прицела; - Укажите объект левой клавишей мыши. Программа назначит текущий слой по указанному объекту. ==== Предыдущее состояние слоев ==== Функция позволяет отменить последние изменение, внесенные в свойства слоев, для этого выберите меню **Формат – Предыдущее состояние слоев**. ==== Обход слоев ==== Функция предназначена для быстрого просмотра объектов выбранного слоя. Для этого выберите элемент меню **Формат – Обход слоев**, откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers1.png |}} При выборе наименования какого-либо слоя в рабочих окнах программы будут отображены только те объекты, которые ему принадлежат. * **Восстановить при выходе** – опция восстанавливает предыдущее состояние слоев при выходе из диалогового окна. Если опция отключена, то любые внесенные пользователем изменения сохраняются. Т.е. видимыми будут только те слои, которые выбраны в данном диалоговом окне, а остальные будут отключены. * **Удалить** – опция предназначена для удаления выбранного слоя. ==== Соответствие слоев ==== Функция предназначена для изменения слоя объекта в соответствии с слоем другого выбранного объекта. Для этого: - Выберите меню **Формат – Соответствие слоев**, курсор примет форму прицела; - Выберите левой кнопкой мыши объекты, слои которых необходимо привести в соответствие с другим слоем; - Выберите объект, слой которого необходимо присвоить выбранным изначально. ==== На текущий слой ==== Функция предназначена для быстрого переназначения слоя выбранного объекта на слой, который является текущим. Для этого: - Выберите элемент меню **Формат – На текущий слой**, курсор примет форму прицела; - Укажите необходимый объект левой клавишей мыши. Программа поменяет слой выбранного объекта на текущий. ==== Копировать объекты в новый слой ==== Функция предназначена для копирования объектов из одного слоя в другой, для этого: - Выберите элемент меню **Формат – Копировать объекты в новый слой**, курсор примет форму прицела; - Выберите левой кнопкой мыши один или несколько объектов для копирования в новый слой, нажмите **Enter**; - Выберите объект, на слой которого необходимо скопировать объекты; - Укажите левой кнопкой мыши **Базовую точку** копируемых объектов и произведите копирование объектов. ==== Изолировать слой ==== Функция позволяет отключить видимость всех слоев, кроме слоя объекта, который был выбран, для этого: - Выберите элемент меню **Формат – Изолировать слой**, курсор примет форму прицела; - Выделите один или группу объектов и нажмите **Enter**. Программа отключит видимость всех слоев, кроме слоев объектов которые были выбраны. ==== Отключить изоляцию слоя ==== Функция предназначена для восстановления исходного состояния слоев (до изолирования). Для этого выберите меню **Формат – Отключить изоляцию слоя**. ==== Отключить слой ==== Функция предназначена для отключения видимости выбранного слоя. Для этого: - Выберите меню **Формат – Отключить слой**, курсор примет форму прицела; - Укажите левой кнопкой мыши объект, видимость слоя которого необходимо отключить. ==== Включить все слои ==== Функция предназначена для включения видимости всех слоев проекта. Для этого выберите меню **Формат – Включить все слои**. ==== Блокировать слой ==== Функция предназначена для предотвращения случайных, нежелательных изменений объектов на заданном слое. Для этого: - Выберите меню **Формат – Блокировать слой**, курсор примет форму прицела; - Укажите левой кнопкой мыши объект, слой которого необходимо блокировать. Объекты на заблокированном слое по-прежнему будут видимы, к ним можно привязываться, но редактировать их будет невозможно. ==== Разблокировать слой ==== Функция предназначена для снятия блокировки выбранного слоя. Для этого: - Выберите меню **Формат – Разблокировать слой**, курсор примет форму прицела; - Укажите объект, слой которого необходимо разблокировать. ==== Объединить слои ==== Для сокращения количества слоев модели можно воспользоваться функцией Объединить слои. Для этого: - Выберите меню **Формат – Объединить слои**, курсор примет форму прицела; - Укажите левой кнопкой мыши объект на слое, который необходимо объединить и нажмите **Enter**; - Укажите объект на слое назначения. После этого, первоначально выбранные объекты, будут перенесены на слой назначения, а их исходный слой будет удален. ==== Удалить слой ==== Функция предназначена для удаления слоя и всех лежащих на нем объектов. Для этого: - Выберите меню **Формат – Удалить слой**, курсор примет форму прицела. - Левой кнопкой мыши выберите объект для определения слоя который необходимо удалить. ==== Объединение списка слоев ==== Имеется возможность управлять параметрами (видимостью, цветом и т. д.) одноименных слоев всех имеющихся в проекте моделей одновременно. Например, одновременно у всех моделей можно отключить слой **Пикетаж** или заблокировать редактирование слоя **Треугольники**. Для этого нажмите кнопку **Объединить слои**, находящуюся рядом с селектором слоев: {{ :road:tool_layers2.png |}} В результате все одноименные слои объединятся в единый список: {{ :road:tool_layers3.png |}} Далее измените параметры любого слоя (Видимость, Блокировку, Цвет). В результате изменения будут приняты для одноименных слоев во всех моделях проекта. Влияние данной функции распространяется исключительно на управление слоями через селектор слоев в рабочих окнах План и 3D вид. ===== Настройка отображения примитивов чертежа ===== ==== Цвета ==== Использование различных цветов позволяет визуально находить (определять) объекты, облегчая тем самым работу с проектом. Цвета можно присваивать как слоям, так и отдельным объектам чертежа. Задание цвета слою описано в разделе **Менеджер слоев**. Для назначения определенного цвета выбранным объектам (не по слою): - Выберите данные объекты левой кнопкой мыши; - Выберите из селектора цветов необходимый цвет. Если необходимо назначить текущий цвет для вновь создаваемых объектов, то его также можно выбрать из выпадающего селектора цветов. Либо воспользуйтесь элементом меню **Формат - Цвета**. {{ :road:tool_layers4.png |}} ==== Назначение типов линий ==== Для загрузки, удаления, назначения текущего типа линий из/в соответствующий селектор свойств слоя или отдельно выбранных объектов, воспользуйтесь **Диспетчером типов линий**. Для этого выберите меню **Формат – Типы линий**, откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers5.png |}} В основном графическом поле данного окна отображены загруженные типы линий. * **Текущий** – кнопка предназначенная для установки выбранного типа линии текущим. * **Удалить** – кнопка предназначенная для удаления выбранных типов линий. Удалить можно только неиспользуемые типы линий. * **Имя/Пояснение** – поля ввода, предназначенные для задания или изменения **Имени/ Пояснения** выбранного типа линий. * **Глобальный масштаб** – поле ввода, предназначенное для задания общего масштабного коэффициента для всех типов линий в проекте. * **Текущий масштаб** – поле ввода, предназначенное для задания масштаба вновь создаваемых объектов. Для загрузки дополнительных **Типов линий** воспользуйтесь кнопкой **Загрузить**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers6.png |}} В окне загрузки отображены стандартные типы линий, имеющиеся в файле **acad.lin**. Для загрузки других типов линий воспользуйтесь кнопкой **Файл**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers7.png |}} В селекторе выбора **Типов файла** укажите необходимый формат файла, из которого будет произведена загрузка **Типов линий**. ==== Веса линий ==== Для настройки различных параметров **Весов линий**, выберите элемент меню **Формат – Веса линий**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers8.png |}} * **По умолчанию** – селектор, предназначенный для задания веса линии по умолчанию. * **Масштаб экранного отображения** – опция, позволяющая настроить масштаб отображения весов линий в проекте. * **Отображать веса линий** – при включенной опции, все линии в проекте будут отображаться в соответствии с весами. ==== Текстовый стиль ==== Для создания новых текстовых стилей и настройки текущих выберите элемент меню **Формат – Текстовые стили**, откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers9.png |}} В селекторе **Имя шрифта** можно указать необходимый стиль шрифта. **Высота текста** – поле ввода, предназначенное для задания необходимой высоты текста, выбранного стиля. В поле **Эффекты** можно задавать различные начертания шрифта. ==== Размерные стили ==== Для создания, редактирования, задания размерного стиля по умолчанию воспользуйтесь меню **Формат – Размерные стили**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers10.png |}} * **Установить** - опция предназначена для установки выбранного размерного стиля текущим. * **Изменить** – открытие окна редактирования выбранного размерного стиля. * **Переименовать** – для изменения названия выбранного стиля. * **Удалить** – удаление выбранного размерного стиля. * **Загрузить/Сохранить** – для загрузки/сохранения списка размерных стилей в формате ***.xml** Для создания нового размерного стиля: 1. Нажмите кнопку **Создать**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers11.png |}} 2. Введите название нового стиля. Для ускорения процесса создания нового размерного стиля, в селекторе выбора задайте ранее созданный стиль с наиболее подходящими параметрами, на основе которого будет создан новый размерный стиль. Нажмите **Ок**. Далее откроется диалоговое окно. Рассмотрим его основные вкладки: === Вкладка Линии === {{ :road:tool_layers12.png |}} На вкладке **Линии** задаются формат и свойства размерных линий и выносных линий. === Вкладка Символы и Стрелки === {{ :road:tool_layers13.png |}} На вкладке задаются формат, размер стрелок, формат **Маркера центра** и его размер. === Вкладка Текст === {{ :road:tool_layers14.png |}} На вкладке задаются формат, размещение и выравнивание размерного текста. === Вкладка Размещение === {{ :road:tool_layers15.png |}} Управление положением размерного текста, стрелок, выносок и размерной линии. === Вкладка Основные единицы === {{ :road:tool_layers16.png |}} Установка формата и точности основных единиц, а также префиксов и суффиксов размерного текста. === Вкладка Альтернативные единицы === {{ :road:tool_layers17.png |}} Задание формата и точности для альтернативных размерных единиц. === Вкладка Допуски === {{ :road:tool_layers18.png |}} Управление отображением и форматом допусков в размерном тексте. 3. Задайте на вышеописанных вкладках необходимые настройки создаваемого размерного стиля и нажмите кнопку **ОК**. В результате новый стиль будет создан и отобразится в общем списке размерных стилей. ==== Отображение точек ==== Для настройки отображения в плане объекта «точка», выберите меню **Формат – Отображение точек**, откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers19.png |}} Выберите стиль отображения, нажатием на соответствующей пиктограмме левой клавишей мыши. * **Установка размера относительно экрана** - устанавливает размер объекта точки в процентах от размера экрана. В этом случае при масштабировании экрана размер точек не меняется. * **Установка размера в абсолютных единицах** - устанавливает размер символа точки равным числу, заданному в поле **Размер точки**, в абсолютных единицах. Размер точки увеличивается или уменьшается при увеличении или уменьшении масштабировании экрана. ==== Стили мультилиний ==== Для того чтобы настроить стили отображения мультилиний выберите меню **Формат – Стили мультилиний**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers20.png |}} * **Установить** – устанавливает текущий стиль мультилиний. * **Изменить** – открытие окна редактирования стиля мультилинии. * **Переименовать** – для изменения названия выбранного стиля мультилинии. * **Удалить** – для удаления выбранного стиля мультилинии. * **Сохранить/Загрузить** – для сохранения/загрузки списка мультилиний в формате ***.xml**. Для создания нового стиля мультилиний: 1. Нажмите кнопку **Создать**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers21.png |}} 2. Введите **Имя нового стиля**; 3. Для ускорения процесса создания нового стиля мультилинии, в селекторе выбора задайте ранее созданный стиль с наиболее подходящими параметрами, на основе которого будет создан новый стиль мультилинии. Нажмите **Ок**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers22.png |}} * **Описание** – поле, для задания описания стиля. * **Отрезок (Начало\Конец)** – включение отображения отрезков на концах мультилинии. * **Внешняя дуга (Начало\Конец)** – включение отображения дуги на крайних элементах мультилинии. * **Внутренние дуги (Начало\Конец)** – включение отображение дуги между парами внутренних элементов. Если число элементов нечетное, то центральный элемент в соединение не включается. * **Угол** – задание угла поворота торцов. * **Заливка** – селектор выбора цвета заливки мультилинии. * **Показывать стыки** – включение отображение стыков в вершинах мультилиний. В поле **Элементы** отображаются все элементы текущего стиля мультилинии. Каждый элемент мультилинии задается величиной смещения в соответствующем поле от центра мультилинии. * **Добавить\Удалить** – добавление или удаление элементов мультилинии. * **Цвет** – селектор выбора цвета элемента мультилинии. * **Тип линии** – опция, позволяющая задать тип линии элементу. 4. Задайте необходимые настройки создаваемого стиля мультилинии и нажмите кнопку **ОК**. ===== Переименование объектов ===== Для изменения в проекте названий различных объектов: 1. Выберите меню **Формат – Переименовать**. Откроется диалоговое окно: {{ :road:tool_layers23.png |}} 2. Выделите необходимый **Тип объекта** и **Имя**, которое хотите изменить; 3. Введите его новое название в текстовое поле и нажмите кнопку **Новое имя**. Следующая глава: [[road:startup_and_setting_topomatic:general_setting:|Глава 4. Общие настройки]]