Определение марки битумного вяжущего

Общие положения

Марка битумного вяжущего должна соответствовать ГОСТ Р 58400.1-2019 и ГОСТ Р 58400.2-2019.

Марку битумного вяжущего определяют для каждого конструктивного слоя дорожной одежды из SMA по ГОСТ 58401.2-2019 и асфальтобетона SP по ГОСТ 58401.1-2019.

Основные принципы и правила определения марок битумного вяжущего по шкале PG Grade с учетом условий эксплуатации: климатических факторов и транспортных нагрузок изложены в прил. А, ГОСТ Р 58400.3-2019 и в ПНСТ 397-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд».

Для расчета марки вяжущего используют статистические климатические данные, по которым рассчитывают максимальную и минимальную расчетные температуры каждого слоя дорожного покрытия, для устройства которого будет применяться проектируемый материал SMA и SP.

Верхнее значение марки битумного вяжущего X назначают в зависимости от максимальной расчетной температуры конструктивного слоя дорожного покрытия в процессе эксплуатации, нижнее значение марки битумного вяжущего Y – от минимальной расчетной температуры конструктивного слоя дорожного покрытия в процессе эксплуатации.

Значения X и Y принимаются с шагом 6 °С.

Температурный диапазон R = X - Y соответствует температурным условиям эксплуатации дорожного объекта. В этом интервале температур битумное вяжущее обеспечивает требуемые физико-механические свойства SMA и SP в процессе всего срока службы конструктивных слоев.

Исходные данные для расчета

  • Температурные характеристики района строительства автодороги – выбирается по наименовании ближайшей метеостанции, входящей в состав Всемирной метеорологической организации (ВМО), представленной в ПНСТ 397-2020;
  • Уровень проектной надежности определения марки битумного вяжущего, принимается, как правило, 98 %. По согласованию с Заказчиком допускается в проектах закладывать марку битумного вяжущего с 50 % надежностью;
  • Конструктивные слои дорожной одежды с заданными толщинами;
  • Температурные условия района строительства (по данным ближайшей метеостанции):

– $T_{98}$ – максимальная расчетная температура верхнего слоя принимается с надежностью 98 % (табл. А.1, прил. А, ПНСТ 397-2020);

– $TB_{98}$ – базовая максимальная расчетная температура принимается с надежностью 98 % (табл. А.1, прил. А, ПНСТ 397-2020);

– $TМ_{98}$ – базовая минимальная расчетная температура принимается с надежностью 98 % (табл. А.1, прил. А, ПНСТ 397-2020);

Примечание: Температурные характеристики для надежности 50% также определяются по табл. Б.1 ПНСТ 397-2020
  • Суммарное количество проходов расчетной нагрузки А-11,5 (или приведенной к ней) за срок службы покрытия используемое в расчете для определения условий движения.
Примечание:
  1. Срок службы покрытия задается на вкладке Нагрузки, в поле Срок работ по ремонту, лет.
  2. Способ приведения фактической нагрузки к расчетной производится согласно ГОСТ Р 58401.1-2019 приложение А.
  • Средняя скорость транспортного потока:

- свыше 70 км/ч;

- от 70 до 20 км/ч;

- ниже 20 км/ч (применяется в местах стоянок, парковок, остановок автотранспорта и в других подобных участках).

Определение марки вяжущего PG, классифицируемого по ГОСТ 58400.1-2019

Полученные значения откорректированной максимальной расчетной температуры Тmax и минимальной расчетной температуры Тmin округляют до значений, соответствующих ближайшей стандартной марке в соответствии с табл.1, не ниже максимальной расчетной положительной температуры и не выше минимальной расчетной отрицательной температуры.

Марки битумного вяжущего по ГОСТ 58400.1-2019 приведены в табл. 1.

Верхнее значение марки битумного вяжущего X, °С Нижнее значение марки битумного вяжущего Y, °С
34 -34, -40, -46
40 -28, -34, -40, -46
46 -34, -40, -46
52 -10, -16, -22, -28, -34, -40, -46
58 -16, -22, -28, -34, -40
64 -10, -16, -22, -28, -34, -40
70 -10, -16, -22, -28, -34, -40
76 -10, -16, -22, -28, -34
82 -10, -16, -22, -28, -34
Примечание. Марки 76 и 82 рекомендуются только для экстремально тяжелых условий движения.

Определение марки вяжущего PG, классифицируемого по ГОСТ 58400.2-2019

Марки битумных вяжущих также принимаются в зависимости от температурных значений, согласно табл.2

Верхнее значение марки битумного вяжущего X, °С Нижнее значение марки битумного вяжущего Y, °С
46 -34, -40, -46
52 -10, -16, -22, -28, -34, -40, -46
58 -16, -22, -28, -34, -40
64 -10, -16, -22, -28, -34, -40
70 -10, -16, -22, -28, -34, -40
76 -10, -16, -22, -28, -34
82 -10, -16, -22, -28, -34

Выполнение расчета

Для выполнения подбора марки битумного вяжущего:

1. Воспользуйтесь элементом меню: Расчет – Выбор марки битума.

Примечание: Общие исходные данные касающиеся района проектирования, нагрузок, толщин конструктивных слоев и др., должны быть заданы предварительно в соответствующих вкладках программы. В противном случае при выполнении предварительного расчета программа выдаст следующее сообщение: В данном случае необходимо задать недостающие данные и повторить предварительный расчет;

2.После выполнения предварительного расчета откроется следующие окно:

В верхней части окна задайте дополнительные исходные данные, относящиеся непосредственно к методике определения марки вяжущего. Эти характеристики были описаны выше в предыдущем разделе.

В нижней части текущего окна динамически отображаются результаты подбора марки вяжущего по ГОСТ 58400.1-2019 и ГОСТ 58400.2 -2019.

3.Для формирования подробного отчета с результатами нажмите кнопку

Программа откроет окно расширенного отчета:

4.Для сохранения отчета в текстовый документ нажмите кнопку calculation_restrictions_movement2.jpg и выберите в поле Тип файла необходимый формат документа.

Примечание: Данный расчет является информационным и не модифицирует автоматически характеристики предварительно заданных конструктивных слоев дорожной одежды. Соответственно, после определения марки битумного вяжущего рекомендуется вернуться на вкладку Конструкция и переназначить конструктивные слои покрытия и основания до рекомендуемых параметров.
road_bed/auxiliary/determining_brand_binder.txt · Последние изменения: 2021/07/22 14:29 (внешнее изменение)