====== Определение марки битумного вяжущего ====== ==== Общие положения ==== Марка битумного вяжущего должна соответствовать ГОСТ Р 58400.1-2019 и ГОСТ Р 58400.2-2019. Марку битумного вяжущего определяют для каждого конструктивного слоя дорожной одежды из SMA по ГОСТ 58401.2-2019 и асфальтобетона SP по ГОСТ 58401.1-2019. Основные принципы и правила определения марок битумного вяжущего по шкале PG Grade с учетом условий эксплуатации: климатических факторов и транспортных нагрузок изложены в прил. А, ГОСТ Р 58400.3-2019 и в ПНСТ 397-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд». Для расчета марки вяжущего используют статистические климатические данные, по которым рассчитывают максимальную и минимальную расчетные температуры каждого слоя дорожного покрытия, для устройства которого будет применяться проектируемый материал SMA и SP. Верхнее значение марки битумного вяжущего X назначают в зависимости от максимальной расчетной температуры конструктивного слоя дорожного покрытия в процессе эксплуатации, нижнее значение марки битумного вяжущего Y – от минимальной расчетной температуры конструктивного слоя дорожного покрытия в процессе эксплуатации. Значения X и Y принимаются с шагом 6 °С. Температурный диапазон R = X - Y соответствует температурным условиям эксплуатации дорожного объекта. В этом интервале температур битумное вяжущее обеспечивает требуемые физико-механические свойства SMA и SP в процессе всего срока службы конструктивных слоев. ==== Исходные данные для расчета ==== * Температурные характеристики района строительства автодороги – выбирается по наименовании ближайшей метеостанции, входящей в состав Всемирной метеорологической организации (ВМО), представленной в ПНСТ 397-2020; * Уровень проектной надежности определения марки битумного вяжущего, принимается, как правило, 98 %. По согласованию с Заказчиком допускается в проектах закладывать марку битумного вяжущего с 50 % надежностью; * Конструктивные слои дорожной одежды с заданными толщинами; * Температурные условия района строительства (по данным ближайшей метеостанции): – $T_{98}$ – максимальная расчетная температура верхнего слоя принимается с надежностью 98 % (табл. А.1, прил. А, ПНСТ 397-2020); – $TB_{98}$ – базовая максимальная расчетная температура принимается с надежностью 98 % (табл. А.1, прил. А, ПНСТ 397-2020); – $TМ_{98}$ – базовая минимальная расчетная температура принимается с надежностью 98 % (табл. А.1, прил. А, ПНСТ 397-2020); Примечание: Температурные характеристики для надежности 50% также определяются по табл. Б.1 ПНСТ 397-2020 * Суммарное количество проходов расчетной нагрузки А-11,5 (или приведенной к ней) за срок службы покрытия используемое в расчете для определения условий движения. Примечание: - Срок службы покрытия задается на вкладке **Нагрузки**, в поле **Срок работ по ремонту, лет**. - Способ приведения фактической нагрузки к расчетной производится согласно ГОСТ Р 58401.1-2019 приложение А. * Средняя скорость транспортного потока: - свыше 70 км/ч; - от 70 до 20 км/ч; - ниже 20 км/ч (применяется в местах стоянок, парковок, остановок автотранспорта и в других подобных участках). ==== Определение марки вяжущего PG, классифицируемого по ГОСТ 58400.1-2019 ==== Полученные значения откорректированной максимальной расчетной температуры Тmax и минимальной расчетной температуры Тmin округляют до значений, соответствующих ближайшей стандартной марке в соответствии с табл.1, не ниже максимальной расчетной положительной температуры и не выше минимальной расчетной отрицательной температуры. Марки битумного вяжущего по ГОСТ 58400.1-2019 приведены в табл. 1. | Верхнее значение марки битумного вяжущего X, °С | Нижнее значение марки битумного вяжущего Y, °С | | 34 | -34, -40, -46 | | 40 | -28, -34, -40, -46 | | 46 | -34, -40, -46 | | 52 | -10, -16, -22, -28, -34, -40, -46 | | 58 | -16, -22, -28, -34, -40 | | 64 | -10, -16, -22, -28, -34, -40 | | 70 | -10, -16, -22, -28, -34, -40 | | 76 | -10, -16, -22, -28, -34 | | 82 | -10, -16, -22, -28, -34 | |Примечание. Марки 76 и 82 рекомендуются только для экстремально тяжелых условий движения.|| ==== Определение марки вяжущего PG, классифицируемого по ГОСТ 58400.2-2019 ==== Марки битумных вяжущих также принимаются в зависимости от температурных значений, согласно табл.2 | Верхнее значение марки битумного вяжущего X, °С | Нижнее значение марки битумного вяжущего Y, °С | | 46 | -34, -40, -46 | | 52 | -10, -16, -22, -28, -34, -40, -46 | | 58 | -16, -22, -28, -34, -40 | | 64 | -10, -16, -22, -28, -34, -40 | | 70 | -10, -16, -22, -28, -34, -40 | | 76 | -10, -16, -22, -28, -34 | | 82 | -10, -16, -22, -28, -34 | ==== Выполнение расчета ==== Для выполнения подбора марки битумного вяжущего: 1. Воспользуйтесь элементом меню: **Расчет – Выбор марки битума**. Примечание: Общие исходные данные касающиеся района проектирования, нагрузок, толщин конструктивных слоев и др., должны быть заданы предварительно в соответствующих вкладках программы. В противном случае при выполнении предварительного расчета программа выдаст следующее сообщение:{{ :road_bed:determining_brand_binder.png?nolink |}} В данном случае необходимо задать недостающие данные и повторить предварительный расчет; 2.После выполнения предварительного расчета откроется следующие окно:{{ :road_bed:determining_brand_binder2.png?nolink |}} В верхней части окна задайте дополнительные исходные данные, относящиеся непосредственно к методике определения марки вяжущего. Эти характеристики были описаны выше в предыдущем разделе. В нижней части текущего окна динамически отображаются результаты подбора марки вяжущего по ГОСТ 58400.1-2019 и ГОСТ 58400.2 -2019. 3.Для формирования подробного отчета с результатами нажмите кнопку{{:road_bed:determining_brand_binder4.png?nolink|}} Программа откроет окно расширенного отчета:{{ :road_bed:determining_brand_binder3.png?nolink |}} 4.Для сохранения отчета в текстовый документ нажмите кнопку {{:road_bed:calculation_restrictions_movement2.jpg?nolink}} и выберите в поле** Тип файла** необходимый формат документа. Примечание: Данный расчет является информационным и не модифицирует автоматически характеристики предварительно заданных конструктивных слоев дорожной одежды. Соответственно, после определения марки битумного вяжущего рекомендуется вернуться на вкладку **Конструкция** и переназначить конструктивные слои покрытия и основания до рекомендуемых параметров.