В программном комплексе Топоматик Robur реализована специализированная функция для оценки траектории движения.
Ее возможности можно использовать как для проверки проектных решений (на примыканиях и кольцевых пересечениях, на площадках и т.д.), так и для анализа существующей ситуации (ситуационных планов, растровых подложек).
В данном разделе рассматриваются варианты ввода траектории, настройки оформления траектории, а также описывается редактор моделей машин.
В программе реализовано два способа ввода: вручную и с выбором линейного объекта.
Для ввода траектории вручную:
Для ввода траектории по выбору объекта:
После расчета траектории движения в текущей модели создается отдельный слой (подробнее о слоях см. Раздел Менеджер слоев). При необходимости можно отключить его видимость, если необходимо скрыть траекторию движения.
Поскольку рассчитанный коридор является динамическим, то при изменении геометрии вершины с помощью грипов (ручек) пересчитываются все связанные с ней элементы траектории.
Оформление и параметры расчета созданной траектории движения можно изменить через окно Свойства.
Для оценки траектории движения машины визуально в любом месте плана реализована возможность перемещения ее модели внутри коридора. Для этого выберите траекторию – нажмите на грип – произведите перемещение модели.
Если необходимо зафиксировать положение машины в определенном месте, то во время ее перемещения с зажатой клавишей Shift нажмите ЛКМ.
Если для траектории необходимо изменить настройки оформления и расчета по умолчанию, выберите меню Сервис – Настройка – Настройки траектории:
Для редактирования имеющихся в библиотеке машин, а также для добавления своих, выберите меню Задачи – Оценка траектории движения – Редактор моделей машин. Откроется следующее окно:
Библиотека моделей наполнена машинами, которые имеют разные геометрические характеристики (длину и ширину корпуса, длину колесной базы и т.п.) и различные ограничения (максимальный угол, внешний габаритный радиус поворота). Изменяемый в текущий момент геометрический параметр машины (или ее отдельный элемент) подсвечивается прямо на ее схеме:
Максимальный угол поворота задает предельный угол поворота колес машины.
Внешний габаритный радиус поворота – это радиус внешней дуги при повороте машины с учетом величины ее Переднего свеса и Максимального угла поворота. Чем меньше данный показатель, тем больше маневренность ТС:
Основной элемент модели машины – это Тягач, который включает в себя Оси со своими геометрическими параметрами. Предусмотрено три вида осей: управляемые, неуправляемые и подруливающие:
Помимо тягача модель машины может содержать такой элемент как Прицеп. С помощью прицепов формируются составные модели машин (сочлененные автобусы, автопоезда и т. п.). Параметры прицепа и его осей редактируются аналогичным тягачу образом.
Помимо редактирования системных моделей машин и ее элементов имеется возможность добавлять свои:
Каждая новая модель машины по умолчанию содержит в себе Тягач. Для добавления Прицепа выберите модель машины, нажмите по ней ПКМ – Добавить прицеп.
Для добавления Осей к Тягачу и Прицепу нажмите по ним ПКМ – Добавить ось. Как результат измененные и новые модели машин можно использовать для расчета траектории движения.